Concorde 2.0 может стать реальностью

Мечта передвигаться по воздуху быстрее звука снова овладевает авиационной отраслью. И ведущие мировые производители, и дерзкие стартапы уже подготовили концепции. Они кажутся настолько реальными, что уже вызвали ответную реакцию со стороны противников сверхзвуковой авиации.

Будущее, которое нам было обещано

17 июля не слишком до сих пор известная организация «Мировой совет по чистому транспорту» опубликовала доклад о безусловном вреде для окружающей среды сверхзвуковых пассажирских самолетов. Авторы подсчитали, что двигатели сверхзвуковых самолетов на 40% «грязнее» дозвуковых по выбросам оксидов азота и на 70% по диоксиду углерода.

В этом экологи даже видят некоторое преимущество. Такие самолеты будут нарушать действующие экологические стандарты, и им просто не позволят летать.

Как сообщает The Wall Street Journal, наиболее активными сторонниками сверхзвуковых коммерческих перелетов оказались и не нуждающиеся в представлении Boeing и Lockheed, и американские стартапы Boom и Spike. Им активно помогает NASA, которое ведет исследования по снижению уровня шума сверхзвуковых аппаратов. Один из опрошенных WSJ экспертов, президент научно-исследовательского центра Aerospace Corp. Стивен Айзаковиц так объяснил возрождение интереса к сверхзвуку: «Это будущее, которое нам было когда-то обещано».

Главной проблемой эксперты и представители отрасли считают не технические ограничения, а экономическую и коммерческую составляющую. Истории сверхзвуковых Ту-144 и Concorde показали, что расходы на топливо и обслуживание перекрывали скоростные достоинства лайнеров.

Быстро значит дорого

«Достаточно ли в мире пассажиров, готовых доплачивать за скорость?» — этот вопрос гендиректор Boeing Деннис Мулленбург назвал главным для авиаотрасли на данный момент. Концепт, представленный Boeing, будет летать в несколько раз быстрее скорости звука. Однако он дорог, на его разработку, скорее всего, уйдет еще пара десятилетий.

Стартап Boom Technology Inc. получает финансирование от Japan Airlines, уже имеет несколько предварительных заказов и уверяет, что начнет поставки через несколько лет. Компания ставит целью сокращение продолжительности трансатлантических перелетов вдвое. Так, чтобы рейс Лондон—Нью-Йорк—Лондон занимал меньше суток.

Читайте также  В Японии начали поощрять бизнес авиацию

В лучших традициях Concorde у самолета будет только один класс и обращен проект к тем же, кто был пассажиром англо-французского сверхзвукового самолета. То есть к нестесненным в средствах людям, опаздывающим, условно говоря, на заседание совета директоров на Уолл-стрит или примерку свадебного костюма на лондонской Сэвил-роу.

На похожих потребителей рассчитывают также в России. Напомним, в январе 2018 года Владимир Путин предложил сделать пассажирскую версию сверхзвукового бомбардировщика Ту-160. Практически сразу чиновники представили бизнес-план. Как выяснил тогда “Ъ”, новый самолет может в итоге оказаться штучным бизнес-джетом для арабских шейхов стоимостью до €150 млн.

Но несмотря на экономические проблемы и противодействие экологов, власти разных стран или всецело поддерживают возрождение гражданской сверхзвуковой авиации, или смирились с его неизбежностью. Например, американское Федеральное авиационное агентство уже готовит свод правил для сверхзвуковых полетов.

Источник: Коммерсантъ